четверг, 22 мая 2014 г.

Гражданское общество

  Гражданское общество - общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями между его членами, независимое от государства, но взаимодействующее с ним, общество граждан высокого социального, экономического, политического, культурного и морального статуса, создающих совместно с государством развитые правовые отношения. Реальность гражданского общества определяется соотношением идеала, идеального проекта и реально достигнутого состояния общества, которое действительно осуществляет такой проект. Это, в принципе, бесконечный процесс совершенствования общества, власти, политики и человека, охватывающий все без исключения стороны жизни, так же как процессы достижения свободы, равенства, справедливости и др. социальных, политических, моральных и культурных ценностей. Бесконечность вечного совершенствования не повлияла на сам процесс становления гражданского общества для народов, сумевших добиться ощутимых результатов на этом пути.
  Исторически идея гражданского общества восходит к Древней Греции и античному Риму, к политико-юридической мысли того времени, в частности , к творчеству Цицерона, когда сложились представления о гражданстве и гражданине и возникло понятие общества как совокупности граждан. От лат. civis, гражданин, было образовано понятие civitas, общество. Оба понятия были связаны одновременно с представлением о городе и государстве, о том, что лежит по ту сторону (citer), то есть в городе, в отличие от деревни, и о культурном различии между ними.
  Сложное политическое, социальное и этическое учение о гражданском обществе состояло в идее его развития, в переходе человека от несовершенного, доцивилизованного состояния к цивилизованному, от менее развитого - к более развитому. В истории Нового времени такой уход конкретизировался в уходе от деспотии к демократии, от феодального абсолютизма - к республиканским или конституционным монархическим либеральным режимам (Англия, Швеция, Дания и др.), от феодального общества - к буржуазному и в формировании личности нового типа, новых отношений ее с коллективными основами жизни общества.
  Существуют три направления исторического и политического развития, которые ведут по одному пути к гражданскому обществу:
1. развитие политики;
2. коллективистские начала гражданственности;
3. индивидуальные начала гражданственности.
 Гражданское общество генетически и  функционально связан с материальной жизнью общества, техникой, производством, знанием, хотя и не прямо, не в силу самих его гражданских качеств,  а через этику деятельности и тип личности, способной создавать новое знание и материально его воплощать.
  Функции коллективности, формирующей человека и общество, не подавляются гражданским обществом, но, напротив, получают развитие. Новый тип коллективности, складывающийся в гражданском обществе, не формируется более традицией, преданием, мифом, безотчетным "коллективным бессознательным" побуждением, предрассудками (национальными, идеологическими, классовыми, политическими), а сознанием принадлежности к общей культуре, единства национального и гражданского.
  Основная тенденция влияния гражданского общества на властные структуры и политику в целом состоит в ограничении и преодолении политического отчуждения. Эта тенденция реализуется посредством превращения политического действия в технологию решения социальных проблем, а носителей власти - в наемных работников гражданского общества, политическая власть которых, власть над людьми и их объединениями допускается только в пределах необходимости исполнения в их руках, и только соответствующей компетентностью, мастерством, способностью решать проблемы свободного развития и жизнеутверждения человека и общества.

Использованная литература:
Политология. Энциклопедический словарь. Общая редакция и составление: Аверьянов Ю.И.

Государство в политической системе общества

Основные теории происхождения государства:

  • Теологическая (Августин Блаженный, Фома Аквинский);
  • Патриархальная (Р. Филмер);
  • Договорная (Г. Гроций, Ж.Ж. Руссо, Дж. Локк.);
  • Теория насилия (Е. Дюринг, Д. Юм, Л. Гумплович);
  • Классовая (К. Маркс, В.И. Ленин).
   Государство  - политико-территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая специальным аппаратом в целях осуществления управленческо-обеспечительной, охранительной функций и способная делать свои веления обязательными для населения всей страны.

Признаки государства:

  • Территориальная организация власти;
  • Публичный характер власти;
  • Суверенный характер власти; 
  • Принудительный характер власти;
  • Исключительные права на взимание налогов и сборов с населения, эмиссию денег;
  • Обязательность членства в государстве;
  • Претензии на представительство общества как целого и защиту общих интересов и общего блага;
  • Наличие государственной символики.

Внутренние функции государства:

  • Политическая;
  • Экономическая;
  • Социальная;
  • Идеологическая.

Внешние функции государства:

  • Участие в решении глобальных проблем;
  • Обеспечение национальной безопасности;
  • Развитие взаимовыгодного сотрудничества;
  • Отстаивание государственных интересов в международных отношениях.
   Политическая система общества представляет собой органическое единство государственных и общественных организаций (институтов), осуществляющих социально-политическое управление обществом. Это системное образование имеет сложную структуру, состоящую из элементов различных уровней и взаимосвязей между ними.
   Элементами политической системы являются: государство, партии, профсоюзы, молодежные организации, политические движения и другие социальные институты.
   Государство как полновластная организация занимает в политической системе особое место:
- центральный аппарат государственной власти (глава государства, Правительство, Парламент, Верховный Суд) образуют высший уровень политической системы. На этом уровне принимаются нормативные акты, определяющие правовое положение и механизм действия всех элементов политической системы;
- средний уровень политической системы образуют аппараты управления и другие органы власти на местах. Структуры среднего уровня служат связующим звеном между высшим уровнем политической системы и обществом, которое может быть охарактеризовано как нижний массовый уровень;
- нижний уровень имеет неоднородную и сложную структуру. Структурными элементами массового уровня являются: политические группировки, партии, народные движения, массовые политические и неполитические организации, пользующиеся политическим влиянием.




  По характеру социальной сферы можно выделить тоталитарные, либерально-демократические и переходные политические системы.
  Социальная среда распределительного типа формирует тоталитарные политические системы закрытого характера. В таких политических системах у власти находится одна господствующая партия (ядро системы), другие общественные организации (профсоюзные, молодежные и даже детские) выступают проводниками государственной идеологии. Индивид полностью подчинен коллективу. Государство в лице чиновников стремится контролировать всех и все, поскольку распределяет результаты коллективного труда в зависимости от места в системе распределения.
  Для политических систем закрытого характера характерно стремление государства затруднить обмен идеями, мнениями и другой информацией внутри страны и с внешним миром. Государственная власть, стремясь обеспечить интересы номенклатуры, опирается на партийный диктат и выходит в политических отношениях за рамки правовых предписаний. Вместо открытого обмена информацией обществу навязывается демагогия о государственной защите интересов населения.
  Политическая система в распределительной среде обеспечивает консервацию общественной жизни и стагнацию общественных отношений.
  Социальная среда рыночного типа формирует либерально-демократические системы открытого характера. Государство в такой среде выполняет роль организатора общественных отношений, базирующихся на товарно-денежной основе; защищает собственность и обеспечивает права и свободы собственников. Партии в такой системе стремятся к завоеванию, удержанию и использованию власти с учетом интересов избирателей. Индивид, его нрава и свободы ставятся выше коллективных интересов. Положение индивида в политической жизни общества во многом определяется его имущественным состоянием.
  Для политической системы открытого характера присущи разномыслие, обмен идеями, знаниями, товарами, людьми, инвестициями.
  Государственная власть действует в организационно-правовых формах. Взаимоотношения государства, профсоюзов, иных организаций носят конституционный характер. Политическая система выполняет общественно значимые функции и обеспечивает интересы всего гражданского общества.
  Смешанная социальная среда формирует переходные политические системы, для которых характерна конвергенция (смешение) противоречивых социально-политических явлений и процессов. В таких системах плюрализм, как правило, соседствует с политической нетерпимостью, а реформы сопровождаются попытками сохранить старые порядки. Переходные политические системы нестабильны, однако их эволюция ведет к формированию политических систем иного, более устойчивого типа. Государство в таких системах либо препятствует становлению новой политической системы общества, либо обеспечивает неизбежную в таких условиях эволюцию политического общества.

Использованные ресурсы:

Политика и власть

Подходы к определению понятия "власть"

  1. Способность достигать поставленные цели, получать намеченные результаты;
  2. Особый тип поведения, при котором одни люди командуют, а другие подчиняются;
  3. Средство социальной коммуникации, позволяющее разрешать общественные конфликты и обеспечивать единство общества.
  4. Способ самоорганизации человечества, основанный на целесообразном распределении функций управления;
  5. Взаимодействие субъекта и объекта, при котором субъект с помощью определенных средств контролирует объект;
  6. Способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определенное воздействие на деятельность и поведение людей с помощью каких-либо средств.

Типы власти

  1. В соответствии с ресурсами, на которых она основывается: экономическая, социальная, духовная, политическая.
  2. В зависимости от субъектов: государственная, партийная, профсоюзная, армейская, семейная и пр.
  3. По функциям органов: законодательная, исполнительная, судебная.
  4. По широте распространения: власть мегауровня, макроуровня, мезоуровня, микроуровня.
  5. По способам взаимодействия субъекта и объекта, характеру используемых средств: демократическая, авторитарная, тоталитарная.
При подготовке конспекта использовался материал со следующего источника:
Источник

Семья

    Семья - это союз людей, объединенных любовью, общностью интересов, взаимовыручкой и взаимным пониманием проблем и радостей друг друга.
   Для большинства людей семья - это некая социальная общность, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общим бытом и взаимной моральной ответственностью.
   Но само по себе понятие семьи намного шире, вот почему семья является предметом исследования разных разных наук. Так, этнография описывает и анализирует своеобразие семейного быта в прошлом, механизм сохранения семейных ритуалов, обрядов, обычаев. Социология сосредотачивает свое внимание на функционировании семьи как особой социальной системы, имеющей черты социального института и малой социальной группы. Экономика семьи и домохозяйства ориентирована на выяснение особенностей совместной деятельности членов семьи в системе домашнего хозяйства и производства. Семейное право рассматривает семью как круг лиц, связанных правами и обязанностями, вытекающими из отношений брака, родства, усыновления, а также вопросы семейной собственности при заключении и расторжении брака и во всех других случаях, когда затрагиваются интересы семьи в целом или ее отдельных членов. Демография анализирует семейную структуру населения во взаимосвязи с его половозрастной структурой, используя данные демографической статистики о размере и составе семьи, распространенности тех или иных семейных структур. Социальная психология исследует закономерности межличностных отношений в семье, внутрисемейные отношения с точки зрения их устойчивости и стабильности. Педагогика рассматривает вопросы воспитания детей в семье.

    Семья́ — базовая ячейка общества, характеризующаяся, в частности, следующими признаками:
  1. союзом мужчины и женщины;
  2. добровольностью вступления в брак;
  3. члены семьи связаны общностью быта;
  4. вступлением в брачные отношения;
  5. стремлением к рождению, социализации и воспитанию детей.

Семья как социальная группа:

  • два и более индивида;
  • наличие социально-значимого признака - кровное родство, брак. Ведение общего хозяйства;
  • взаимозависимость членов группы друг от друга;
  • групповая самоидентификация - осознание себя частью группы.

Типы семьи

  1. Гомогенные семьи (в которых супруги примерно из одной социальной страты) и гетерогенные семьи (в которых супруги происходят из разных социальных групп, каст, классов) 
  2. Гомогамные семьи (однородные по национальности, возрасту, образованию и т.д.) и гетерогамные семьи– это семьи, где наблюдаются различия по социально-демографическим индикаторам.
  3. Патрилокальные (семьи, живущие с родителями мужа), матрилокальные (семьи, живущие с родителями жены) и неолокальные (семьи, живущие отдельно от родителей).
  4. Бездетная семья (семья, в которой нет детей), малодетная семья (в которой есть 1-2 ребенка) и многодетная семья (имеющая 3 и более детей). 
  5. Полная семья (в которой присутствуют оба родителя) и неполная семья (в которой отсутствует один из родителей или вместо родителей обеспечением детей занимаются какие-либо другие родственники (тети, бабушки и т.д.) или опекуны).

Использованные ресурсы:
Обществознание. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений : профил. уровень / [ Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, Н.М. Смирнова и др.].