суббота, 7 сентября 2013 г.

Общество как динамичная система. 6.09.13

Понятие "система" в современной науке и философии - одно из ключевых.




Общество относится к числу сложных систем (образующих его элементов и связей между ними чрезвычайно много), открытых (взаимодействующих с внешней средой), материальных (реально существующих), динамичных (изменяющихся, развивающихся в результате внутренних причин и механизмов). Из всех этих характеристик в экзаменационных заданиях специально рассматривается положение об обществе как о сложной динамичной системе.

Общество как сложная система состоит из множества элементов, которые, в свою очередь, могут быть объединены в подсистемы. Подсистемами (сферами) общественной жизни являются:
  • экономическая (производство, распределение и потребление материальных благ, а также соответствующие отношения);
  • социальная (отношения между классами, сословиями, нациями, профессиональными и возрастными группами, деятельность по обеспечению социальных гарантий);
  • политическая (отношения между обществом и государством, между государством и политическими партиями);
  • духовная (отношения, возникающие в процессе создания духовных ценностей, их сохранения, распространения, потребления).
Каждая сфера общественной жизни, в свою очередь, представляет собой сложное образование, ее элементы дают представления и об обществе в целом. 

Основные социальные институты:

1) институт семьи и брака;
2) политические институты;
3) экономические институты;
4) институты образования, науки и культуры;
5) институт религии.

Таким образом, социальный институт - это, прежде всего, совокупность лиц, занятых определенным видом деятельности и обеспечивающих в процессе этой деятельности удовлетворение определенной значимой для общества потребности.
Социальные институты стабилизируют социальные отношения, вносят согласованность в действия членов общества. Для социальных институтов характерно четкое разграничение функций каждого из субъектов взаимодействия, согласованность их действий, высокий уровень регуляции и контроля.


При подготовке конспекта использовались материалы со следующих сайтов: