пятница, 14 февраля 2014 г.

Социальные статусы и роли

Социальный статус

  • Соотносительное положение индивида или социальной группы в социальной системе, определяемое по ряду признаков, характерных для данной системы.
  • Каждый социальный статус - это оценка, добиваясь которой, субъект усваивает социальные нормы и представления, фиксируемые как предписанная данному положению совокупность прав и обязанностей, реализация которой формирует социальную роль.
  • Статусный набор - совокупность всех статусов данного индивида.
  • Главный статус - наиболее характерный для данного индивида статус, по которому его выделяют окружающие или с которыми они отождествляют его.
  • Предписанный социальный статус - полученный независимо от воли субъекта, чаще всего при рождении.
  • Достигаемый социальный статус - приобретенный усилиями индивида.
  • Общество считается тем демократичнее и цивилизованнее, чем более в нем распространены достигаемые статусы и чем большую роль они играют в общественной жизни.
  • Социальный статус - положение личности в масштабах всего общества или большой социальной группы.
  • Личный статус - положение личности в малой социальной группе, которое зависит от личных качеств, от субъективного отношения близких людей.
  • Социальный и личный статус могут не совпадать.

Социальная роль

  1. Совокупность требований, предъявляемых обществом к лицам, занимающим определенные социальные позиции.
  2. Нормативно одобренный, относительно устойчивый образец поведения (включая действия, мысли и чувства), воспроизводимый индивидом в зависимости от социального статуса или позиции в обществе.
  3. С одним и тем же статусом связано выполнение множества ролей.
  4. Социальные роли могут носить формальный и неформальный характер.
  5. Ролевое поведение - реальное поведение того, кто выполняет определенную социальную роль.
  6. Для успешного выполнения той или иной роли недостаточно только социальных норм: важно, как эти нормы восприняты, усвоены личностью.
  7. В процессе осуществления социальных ролей могут возникать определенные трудности (ролевые напряжения) и конфликты (ролевые конфликты).

Систематизация ролей (по Т. Парсону)

  1. Эмоциональная
  2. Способ получения
  3. Масштаб
  4. Формализация
  5. Мотивация
При подготовке конспекта использовался материал со следующего источника:
Источник

Научное познание


  • Научным познанием называется познание, имеющее целью открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов и их взаимосвязи.
  • Основные характеристики научного познания: существенность, объективность, строгая доказательность, систематичность, целенаправленное использование средств получения знания, практичность.

Основные формы научного познания

  1. Научный факт
  2. Научная проблема
  3. Научная идея
  4. Гипотеза
  5. Закон
  6. Теория

Методы современного научного познания


Стороны науки


Основные черты научного познания

четверг, 13 февраля 2014 г.

Социальная стратификация

Социальная дифференциация - разделение общества на различные социальные группы, которые занимают в нем разное положение.
Социальное неравенство - неравномерное распределение дефицитных ресурсов общества - денег, власти, образования и престижа - между различными стратами и слоями населения.
Страта - реальная, эмпирически фиксируемая общность, социальный слой, группа людей, объединенная каким-либо общим социальным признаком.

Взгляды философов на проблему неравенства

Марксистское учение об обществе исходит из необходимости и возможности уничтожения неравенства как яркого проявления социальной несправедливости. Решение - ликвидация частной собственности на средства производства.
Другие теории: социальное расслоение - зло. Но люди должны принимать такое положение как неизбежность.
Те, кто расценивают неравенство как положительное явление, считают, что его уничтожение приведет к гибели общества. Процессы социального расслоения необходимо регулировать с помощью государства.

Направления стратификационных теорий

  • Марксизм
  • Функционализм
  • Теория, основанная на взглядах М. Вебера

Исторические типы стратификационных систем

  1. Рабство
  2. Кастовая система
  3. Сословная система
  4. Классовая система

Критерии социальной стратификации

  1. Уровень дохода
  2. Уровень образования
  3. Престиж профессии
  4. Доступ к власти

Домашнее задание

Социальная стратификация по К. Марксу:

1) Что считали главной формой социальной стратификации К.Маркс и его сторонники?

К. Маркс и его сторонники главной формой социальной стратификации считали общественный (социальный) класс.

2) Кто до Маркса уже выдвигал понятие "социальный класс"? Озвучьте их взгляды.

Впервые понятие "социальный класс" было употреблено Платоном в своём диалоге "Государство". Автор, описывая идеальное общество, упоминал социальные классы. 
Так же в эпоху Просвещения такие французские историки, как "Ф. Гизо и О. Тьери показали противоположность классовых интересов и неизбежность их столкновения". А. Смит и Д. Рикардо раскрыли внутреннее строение классов.

3) В чем новизна теории классов по Марксу?

Маркс сформулировал принцип, в котором говорится о том, что:
1.классовая борьба - развитие общества;
2.деление на классы характеризуется различным отношением к средствам производства, представляет собой не случайное следствие древних завоеваний, а закономерную особенность определённых общественно-экономических формаций.

4) Сделайте общие выводы из его теории.

Именно объективные экономические факторы определяют классовую стратификацию общества. Важнейшую задачу революционеров Маркс видел в том, чтобы показать пролетариату его истинное положение в обществе как эксплуатируемого и угнетаемого класса.

5) Проанализируйте классовую теорию Маркса. В чем её сильные и слабые стороны?

Сильные стороны:
1. Теория рассматривает развитие общества как естественные исторический процесс;
2. Теория рассматривает развитие общества как борьбу противоположностей, взяв в основу классовую теорию.
Слабые стороны:
1. Многие факторы недооценены;
2.преувеличение роли классовой борьбы и революционного насилия в истории.


Социальная стратификация по М.Веберу

1) Что считал главной формой социальной стратификацией М. Вебер?

М. Вебер главной формой социальной стратификации считал экономический критерий.

2) Какой главный критерий он выделял?

М.Вебер как главный критерий выделял социальный статус - возможность индивида получать доход на рыночных условиях.

3) Воспроизведите ход рассуждений М.Вебера.

Люди, состоящие в одном классе имеют одинаковые жизненные шансы.
Те люди, которые имеют классификацию, знания могут быть востребованы на рынке труда = иметь хороший доход.

4) Приведите примеры статусных групп:

1. бюрократия;
2. политическая партия.

5) В чем вы видите отличия класса и статусной группы?

1.статусные группы - стиль(образ) жизни;
2. класс - жизненные шансы, может быть предписанным.

6) Какой ещё тип стратификации выделит Вебер?

Вебер выделяет политический класс как тип стратификации. Данный тип стратификация основан на власти.

7) Сделайте общие выводы.

1. Два типа стратификации - основанный на власти и трехмерный подход;
2.Понятие "класс" дополнено понятием "статусные группы"