четверг, 24 октября 2013 г.

Проблема общественного прогресса

Прогресс и регресс

  Направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, называется в науке прогрессом. Понятию прогресса противоположно понятие регресса. Для регресса характерны движение от высшего к низшему, процессы деградации, возврат к изжившим себя формам и структурам.
  Идею прогресса, которую обосновывал Кондорсе, развивали многие мыслители в дальнейшем. При этом они раскрывали ее новые аспекты. Эту веру в прогресс воспринял и Карл Маркс, считавший, что человечество идет ко все большему развитию производства и самого человека.
  XIX-XX  века ознаменовались бурными событиями, которые дали новую информацию к размышлению о прогрессе и регрессе в жизни общества. В XX в. появились философские и социологические теории, которые отказывались от оптимистического взгляда на развитие общества, согласно которому светлое будущее рано или поздно обязательно наступит. Испанский философ Х. Ортега-и-Гассет писал об идее прогресса: "Поскольку люди позволили этой идее затмить им рассудок, они выпустили из рук поводья истории, утеряли бдительность и сноровку и жизнь выскользнула из их рук, перестала им покоряться". Вместо идеи прогресса разные философы предлагают теории циклического круговорота, пессимистические идеи "конца истории", глобальных экологических, энергетических и ядерных катастроф.
  

Многообразие путей и форм общественного развития

Исторические сложившиеся типы общества (традиционное, индустриальное, постиндустриальное) и их характерные черты.


Значения термина "цивилизация"

  • историческая ступень развития человечества, следующая за варварством;
  • характеристика единства национальных культур определенного региона и/или на определенном историческом отрезке;
  • высокий уровень развития материальных благ и способов их потребления.

Цивилизационный подход

  • отрицает единство всемирно-исторического процесса;
  • заявляет о замкнутом (циклическом) развитии каждой цивилизации;
  • основой этого развития считается духовная культура.

Типы цивилизаций:

  • природные сообщества;
  • восточные цивилизации;
  • западные цивилизации.
Понятие традиционного общества охватывает великие аграрные цивилизации древнего Востока, европейские государства Средневековья.
Основой жизнедеятельности человека является труд, в процессе которого человек преобразует вещество и энергию природы в предметы собственного потребления. В традиционном обществе основой жизнедеятельности является земледельческий труд, плоды которого дают человеку все необходимые средства к жизни.

Глубокие изменения в экономической, политической и культурной жизни позднего Средневековья сформировали предпосылки нового типа цивилизационного развития - индустриального (капиталистического) общества.
Индустриальное общество - тип общественного развития, основанный на ускоряющемся изменении природной среды, форм общественных отношений и самого человека.
Черты индустриального общества: преобладание инноваций над традициями; светский характер социальной жизни; поступательное развитие; ярко выраженное личностное начало; ориентация на инструментальные ценности; либерально-демократическая система власти; наличие способности производить не ради насущных потребностей, а ради будущего; преобладание людей с активным деятельным психологическим складом.

Постиндустриальное общество - новая стадий общественного развития, следующая за индустриальным обществом.
Черты индустриального общества: в экономике преобладает сектор, связанный с производством знаний, обработкой и распространением информации; доля продаж технической информации в общем объеме внешней и внутренней торговли превышает доли продукции аграрного, добывающего и обрабатывающего секторов экономики; доля населения страны, занятого в создании, обработке и распространении информации, превышает численность рабочей силы, занятой в сельском хозяйстве и промышленности; формируется глобальная сеть телекоммуникаций, а также Интернет.