Основные теории происхождения государства:
- Теологическая (Августин Блаженный, Фома Аквинский);
- Патриархальная (Р. Филмер);
- Договорная (Г. Гроций, Ж.Ж. Руссо, Дж. Локк.);
- Теория насилия (Е. Дюринг, Д. Юм, Л. Гумплович);
- Классовая (К. Маркс, В.И. Ленин).
Признаки государства:
- Территориальная организация власти;
- Публичный характер власти;
- Суверенный характер власти;
- Принудительный характер власти;
- Исключительные права на взимание налогов и сборов с населения, эмиссию денег;
- Обязательность членства в государстве;
- Претензии на представительство общества как целого и защиту общих интересов и общего блага;
- Наличие государственной символики.
Внутренние функции государства:
- Политическая;
- Экономическая;
- Социальная;
- Идеологическая.
Внешние функции государства:
- Участие в решении глобальных проблем;
- Обеспечение национальной безопасности;
- Развитие взаимовыгодного сотрудничества;
- Отстаивание государственных интересов в международных отношениях.
Элементами политической системы являются: государство, партии, профсоюзы, молодежные организации, политические движения и другие социальные институты.
Государство как полновластная организация занимает в политической системе особое место:
- центральный аппарат государственной власти (глава государства, Правительство, Парламент, Верховный Суд) образуют высший уровень политической системы. На этом уровне принимаются нормативные акты, определяющие правовое положение и механизм действия всех элементов политической системы;
- средний уровень политической системы образуют аппараты управления и другие органы власти на местах. Структуры среднего уровня служат связующим звеном между высшим уровнем политической системы и обществом, которое может быть охарактеризовано как нижний массовый уровень;
- нижний уровень имеет неоднородную и сложную структуру. Структурными элементами массового уровня являются: политические группировки, партии, народные движения, массовые политические и неполитические организации, пользующиеся политическим влиянием.
По характеру социальной сферы можно выделить тоталитарные, либерально-демократические и переходные политические системы.
Социальная среда распределительного типа формирует тоталитарные политические системы закрытого характера. В таких политических системах у власти находится одна господствующая партия (ядро системы), другие общественные организации (профсоюзные, молодежные и даже детские) выступают проводниками государственной идеологии. Индивид полностью подчинен коллективу. Государство в лице чиновников стремится контролировать всех и все, поскольку распределяет результаты коллективного труда в зависимости от места в системе распределения.
Для политических систем закрытого характера характерно стремление государства затруднить обмен идеями, мнениями и другой информацией внутри страны и с внешним миром. Государственная власть, стремясь обеспечить интересы номенклатуры, опирается на партийный диктат и выходит в политических отношениях за рамки правовых предписаний. Вместо открытого обмена информацией обществу навязывается демагогия о государственной защите интересов населения.
Политическая система в распределительной среде обеспечивает консервацию общественной жизни и стагнацию общественных отношений.
Социальная среда рыночного типа формирует либерально-демократические системы открытого характера. Государство в такой среде выполняет роль организатора общественных отношений, базирующихся на товарно-денежной основе; защищает собственность и обеспечивает права и свободы собственников. Партии в такой системе стремятся к завоеванию, удержанию и использованию власти с учетом интересов избирателей. Индивид, его нрава и свободы ставятся выше коллективных интересов. Положение индивида в политической жизни общества во многом определяется его имущественным состоянием.
Для политической системы открытого характера присущи разномыслие, обмен идеями, знаниями, товарами, людьми, инвестициями.
Государственная власть действует в организационно-правовых формах. Взаимоотношения государства, профсоюзов, иных организаций носят конституционный характер. Политическая система выполняет общественно значимые функции и обеспечивает интересы всего гражданского общества.
Смешанная социальная среда формирует переходные политические системы, для которых характерна конвергенция (смешение) противоречивых социально-политических явлений и процессов. В таких системах плюрализм, как правило, соседствует с политической нетерпимостью, а реформы сопровождаются попытками сохранить старые порядки. Переходные политические системы нестабильны, однако их эволюция ведет к формированию политических систем иного, более устойчивого типа. Государство в таких системах либо препятствует становлению новой политической системы общества, либо обеспечивает неизбежную в таких условиях эволюцию политического общества.
Использованные ресурсы:
Комментариев нет:
Отправить комментарий