четверг, 26 декабря 2013 г.

Проблема познаваемости мира


Структура познавательной деятельности

Цель: получение знания о рассматриваемом предмете, его свойствах, структуре, составе, связях с другими предметами.
Средства: наблюдение, анализ, эксперимент и другие методы, используемые в различных науках, а также в ненаучном познании.
Результат: получение достоверного знания об изучаемом предмете.

Познаваем ли мир?

Скептицизм - позиция сомнения в возможности истинного познания мира.
Агностицизм - философская позиция, отрицающая познаваемость окружающей реальности.

Уровни познания: чувственный и рациональный

Эмпирики - единственным источником познания являются чувства.
Рационалисты - чувственный опыт не может служить надежным источником знаний, ведь чувства часто нас обманывают, а потому их надо проверять разумом, логикой, следовательно, решающая роль принадлежит мышлению.

Формы чувственного познания

Ощущение - отражение в психике какого-либо отдельного свойства предмета.
Восприятие - комплекс ощущений, формирующий целостный образ предмета.
Представление - образ предмета, существующий в психике, при отсутствии воздействия предмета на органы чувств.

Формы рационального познания

Понятие - форма мысли, отражающая предметы в их общих и существенных признаках.
Суждение - форма мысли, в которой что-либо утверждается или отрицается о существовании предметов, их свойствах, отношениях между ними.
Умозаключение - форма мысли, состоящая в выводе одного суждения из другого (других).

Личность, её специализация и воспитание


Элементы структуры личности (К. Платонов):


1. низший уровень - биологически обусловленная подструктура;
2. вторая подструктура - индивидуальные особенности психических процессов человека;
3. третья подструктура - индивидуальный социальный опыт;
4. высший уровень - направленность личности.

Социализация

1. Это процесс становления личности, усвоения индивидом социального опыта и его преобразование в собственные ценности, установки, ориентации, а также их воспроизводство в ходе активного включения в социальную сферу.2. Это процесс усвоения человеком определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.


Стадии социализации

Первичная социализация (адаптация).
Стадия индивидуализации.
Стадия интеграции.
Трудовая социализация.
Послетрудовая социализация.

Воспитание

Это процесс целенаправленного воздействия на человека, которое призвано помочь ему овладеть социально-культурным опытом человечества.
В широком смысле, воспитание - это разностороннее воздействие общества на личность.

Определения:

Человек - существо, принадлежащее к человеческому роду, обладающее речью, сознанием, высшими психическими функциями, способное создавать и использовать орудия в процессе общественного труда.
Индивид - единичный конкретный человек, рассматриваемый в качестве биосоциального существа.
Индивидуальность - уникальность, своеобразие, оригинальность качеств и свойств человека, отличающих его от окружающих людей.
Личность - субъект сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.