четверг, 5 декабря 2013 г.

Потребности и способности человека


  Ученые - психологи изучают переживания человека, побуждающие его к деятельности. такие переживания человека называют мотивом. Слово "мотив" французского происхождения и означает буквально "побудительная причина, повод к какому-либо действию". В психологии под мотивом понимают то, что побуждает деятельность человека, ради чего она совершается. В роли мотивов могут выступать потребности, социальные установки, убеждения, интересы, влечения и эмоции, идеалы людей.
  В мотивах деятельности проявляются потребности человека. А потребность - это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности.


Потребности человека можно разделить на три группы:

1. биологические потребности ( потребность в питании, нормальном теплообмене, движении, самосохранении, сохранении рода и другие потребности, связанные с биологической организацией человека, его принадлежностью к природе).
2. социальные потребности, порожденные обществом. В них воплощена нужда личности, например, в многообразных взаимоотношениях с другими людьми, в самореализации, самоутверждении и др.
3. идеальные потребности: познавать окружающий мир в целом и в его частностях, осознавать свое место в нем, смысл и предназначение своего существования.

Возможность удовлетворения потребностей связано со способностями человека. Способности человека определяются и биологическими и социокультурными особенностями его личности. Принято выделять несколько уровней способностей человека.

Задатки – это анатомо-физиологические особенности организма, главным образом центральной нервной системы, являющиеся биологическими предпосылками развития способностей. Например, хороший слух, красивый голос певца, способность быстро бегать, особенности памяти. Очень важно еще в детстве отметить эти задатки и развивать способности в нужном направлении.

Способности – это индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Они не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, а обнаруживаются в быстроте (лёгкости), глубине и прочности овладения способами и приёмами какой-либо деятельности. Способности человека могут проявиться только в его деятельности. Не у всех людей одинаковые способности. Одни склонны к естественно-научным дисциплинам, другие – к гуманитарным.

 Высокий уровень развития способностей – это талант. Высшая степень творческих проявлений личности называется гениальностью. Она связана с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества. Потребности человека реализуются с помощью его способностей в ходе деятельности.


Источники:
1. Обществознание;
2.Обществознание. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений : профил. уровень / [Л.Н. Боголюбов, А.Ю Лазебникова и др.]; под ред. Л.Н.Боголюбова.

Комментариев нет:

Отправить комментарий